?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я знаю, что, конечно же, все читали книжку Гадамера "Актуальность прекрасного", а точнее - этот сборник статей. Но, тем не менее, вот одна выдержка из статьи "Неспособность к разговору", которая весьма увязывается с одной из тех тем, которые я затрагиваю в "Феноменологии преподавательского опыта". Курсив - мой. Если Гадамер выделяет аспект монологичности в преподавании, то я бы хотел обратить внимание на элемент принудительности к этой самой монологичности, "долженствования" в дурном смысле слова. Преподаватель обязан говорить, ему не даётся право молчания. А говорить хочется и можется не всегда, особенно - если ещё при этом и думаешь то, о чём говоришь.

"Однако в ситуации, в какой находится учитель, заключена одна трудность, и перед нею большинство отступает. Это трудность поддерживать в себе способность к разговору. Тот, кто учит, полагает, что должен говорить, что он вправе говорить; чем более последовательно и связно он говорит, тем более убеждается в том, что способен передавать другим свое учение. Такова всем известная опасность, которую таит в себе кафедра. Воспоминание моих студенческих лет — семинар, который вел Гуссерль. Известно, что такие семинары должны быть по возможности разговорами — обсуждением научных проблем, в крайнем случае беседой учителя с учениками. Гуссерль, в начале 20-х годов вдохновенный сознанием своей философской миссии, этот фрайбургский маэстро-феноменолог, помимо прочего занимался и преподавательской деятельностью, которая на деле была, выдающейся. Но он не был мастером вести разговоры. На упомянутом семинарском заседании он поставил в самом начале вопрос, получил на него краткий ответ и затем, разбирая этот ответ, проговорил без перерыва два часа. Выходя в конце заседания из аудитории, он заметил своему ассистенту Хайдеггеру: "Да, сегодня была увлекательная дискуссия…"
Подобного рода факты, и привели к нынешнему кризису лекционных курсов. Тут вина за неспособность к разговору лежит на преподавателе, а поскольку он представляет науку, то и на монологической структуре современной науки, научной теории. Попытки разбавить лекцию дискуссией предпринимались в высшей школе неоднократно, но всякий разубеждались в противоположном; слушателю крайне трудно переходить от рецептивной установки к вопросам, к возражениям, лишь очень редко ему удается проявить инициативу. В конце концов непреодолимая трудность заключается в самой ситуации преподавания — с тех самых пор, как учитель уже не ведет беседу в небольшом, интимном кругу учеников. Уже Платон знал об этой трудности; нельзя вести разговор со многими одновременно, нельзя вести разговор даже в присутствии многих. Наши дискуссии на эстраде, за столом — это наполовину мертвые разговоры".



upd: если интересно кому-нибудь, то вот эта же запись - на болгарском языке.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
lutchique
Nov. 1st, 2012 02:30 pm (UTC)
И еще от преподавателя ждут последнего слова.
Vitaly Lekhtsier
Nov. 1st, 2012 02:32 pm (UTC)
К феноменологии преподавательского опыта
Михаил, все подмечено тонко. Но в этой теме есть и еще кое-какие аспекты. Во-первых, вот отрывок из моей статьи "Экстаз рассказа": "Эпоха бума нарративности вскрыла новую форму привилегированности - привилегию иметь аудиторию. Диктор, политик, врач, лектор, родитель, следователь имеют эту привилегию институционально. Перед ними всегда есть распахнутое ухо (уши), готовое слушать, что ему скажут, о чем поведают. «Это я тебе говорю!», «Ты будешь меня слушать!», «Я буду говорить, а ты слушать и записывать!», «Здесь я говорю!», «Молчи, когда я говорю!» – все эти реплики выдают крутые диспозиции власти, заключенные в нарративных отношениях. Рассказ – это форма отправления власти и удовольствие от того, что тебя слушает аудитория. От фигуры застольного рассказчика, души компании, вокруг которого спонтанно сколачивается группа жадно внимающих, хохочущих или сопереживающих (в зависимости от характера рассказа) до фигуры лектора, который «сеет разумное, доброе, вечное» в целину распластавшейся перед ним аудитории, ухо которой открыто благодаря институциональному принуждению (не дай бог слушающий в аудитории будет в наушниках! или просто будет не слушать лектора, отвлекаться на посторонние вещи!) – везде мы видим субъекта удовольствия (самодовольства) от завоеванной или доставшейся на халяву нарративной власти над другими людьми. Но там где подобная власть гарантирована институционально, там рассказу много чего угрожает, и прежде всего утрата убедительности и неформальной легитимности. Ведь неформальная власть рассказа держится на имманентно присущей ему интенции, что в нем рассказывается о чем-то стоящем, о чем-то, что вообще достойно внимания. Повторю, рассказ рассказывает всегда не только о чем-то, но и о том, что это что-то важно, о чем нельзя не знать, что нельзя не услышать. В институционально обеспеченной нарративной ситуации рассказ утрачивает эту коннотативную силу, силу демонстрации значимости самого себя и своего предмета. Только там, где идут бои за аудиторию, где попросту тебя могут не слушать, от тебя могут в буквальном смысле отвернуться, только в такой ситуации отворачивающегося уха рассказ становится действием, перформативом, тем, чем он является по своей сути".
Во-вторых, есть и еще один аспект. Он связан с мамардашвилевско-ахутинской трактовки философии как "мышления вслух". То принуждение о котором ты пишешь, начиная с Платона, распространяется вообще на мышление как таковое: то есть хочешь мыслить, начинай говорить. Иначе никак. Но вот если относительно мышления вообще это звучит спорно, то касательно философии, по-моему, тут есть правда. Именно если во время лекции или семинара ты хочешь не просто транслировать готовое знание, а мыслить, то тогда ты должен говорить вслух, провоцируя и других и себя ("испытывая других и себя", как сказано у Сократа). Что же касается майевтики как особой коммуникации- это также особая тема преподавательского опыта
mikbogatov
Nov. 6th, 2012 08:13 pm (UTC)
Re: К феноменологии преподавательского опыта
Да, Виталий, Вы правы. Принудительность не создаёт себе должного контекста - и в этом смысле она часто на поверку оказывается "голым королём" )
livejournal
Nov. 1st, 2012 06:12 pm (UTC)
Вместо главы из "Феноменологии преподавательского
Пользователь vulgaris60 сослался на вашу запись в записи «Вместо главы из "Феноменологии преподавательского опыта"» в контексте: [...] Оригинал взят ув Вместо главы из "Феноменологии преподавательского опыта" [...]
livejournal
Nov. 1st, 2012 06:14 pm (UTC)
Вместо главы из "Феноменологии преподавательског
Пользователь vulgaris60 сослался на вашу запись в записи «Вместо главы из "Феноменологии преподавательского опыта"» в контексте: [...] нал взят ув Вместо главы из "Феноменологии преподавательского опыта" [...]
livejournal
Nov. 2nd, 2012 10:41 am (UTC)
Вместо главы из "Феноменологии преподавательског
Пользователь vulgaris60 сослался на вашу запись в записи «Вместо главы из "Феноменологии преподавательского опыта"» в контексте: [...] нал взят ув Вместо главы из "Феноменологии преподавательского опыта" [...]
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com